Перевод статьи Raul Hartke (2016) «The Oedipus complex: A confrontation at the central cross‐roads of psychoanalysis», The International Journal of Psychoanalysis, 97:3, 893-913.
Эдипов комплекс как структура и символическая кастрация в концепции Жака Лакана
В Лакановской теории Эдипов комплекс не является стадией развития индивида, а является уже существующей структурой, с которой ребенок должен столкнуться. Структура, которая была создана родителями, и которые также с ней сталкивались (Green, 1990). Точнее сказать, это «интерсубъективная структура» (Bleichmar, 1984, p. 18), это нечто, что происходит вне ребенка и во что он вписан. «Структура» в данном случае означает организацию, характеризующуюся взаимозависимыми позициями, которые как составляют друг друга, так и поддерживают друг друга. Эти позиции или места могут быть заняты разными персонажами в разное время. Они определяются чем-то, что циркулирует между ними, но по своей сути не принадлежит ни одному из членов. То есть, один из них может
обладать этим, но
не являться этим. Это нечто условно циркулирует между членами, и наделяет определённой функцией всякого, кто им обладает, а всех остальных, соответственно, желанием им обладать.
У Лакана это нечто – это
Фаллос. Но это не настоящий пенис; а, скорее, то, что появляется вместо отсутствующего. В качестве ссылок для описания данной Лакановской концептуализации, я буду использовать работы Dor (1991, 1992), Bleichmar (1984), Marini (1996) и Lander (1998), в дополнение к собственным текстам Лакана, особенно к главам 9, 10 и 11 из его 5 книги
"Семинары" (1998).
На начальном этапе Эдипова комплекса ребенок отождествляется с матерью, а точнее,
является всем тем, чего матери может не хватать для того, чтобы считать себя абсолютно совершенной. Поскольку, согласно Лакану, фаллос — это то, что восполняет этот недостаток, то можно сказать, что на начальном этапе ребенок и
есть фаллос, а мать
имеет фаллос. Следовательно, они оба переживают друг друга как полную нарциссическую единицу, в которой мать (в теории Лакана, Воображаемая Фаллическая Мать) устанавливает и соблюдает все законы. Таким образом, Эдипов комплекс у Лакана в меньшей степени формулируется вокруг инстинктивного удовлетворения, как считал Фрейд, и в большей степени - в диалектической игре между нарциссическим чувством
быть чем-то и временно
иметь что-то
(Laplanche and Pontalis, 1991).
На второй стадии, благодаря вмешательству отца, ребенок лицом к лицу сталкивается с тем, что Лакан называл
символической кастрацией. Это означает то, что отец (точнее, отцовская функция) производит разрыв, «кастрацию», в тот момент, когда отцовская функция вмешивается в нарциссические отношения матери и ребенка. Для ребенка это является доказательством того, что он/она не является тем, чего не доставало в матери. Аналогичным образом мать также осознает, что ребенок не был тем, чего ей не доставало в ней самой. Другими словами, в этот момент отец выступает в роли строгого воспитателя, который фрустрирует ребенка в том, что касается его/ее (воображаемой) фаллической идентичности, и который лишает его/ее мать фаллоса. Следует подчеркнуть, что это вмешательство в первую очередь опирается не на реального отца, а на то значение, которое мать придает его авторитету.
После такой «кастрации» ребенок сначала воображает, что отец
— это и есть абсолютное совершенство, от которого происходят все нормы, то есть, отец — это и есть фаллос. Иначе говоря, ребенок все еще верит, что есть кто-то, кто ни в чем не испытывает недостатка.
Наконец, на третьей стадии Эдипова комплекса, которая соответствует его упадку, ребенок понимает, что отец тоже несовершенен, равно как и не является источником всех норм. Он просто исполняет эти нормы тщательно и во имя чего-то, что принадлежит культуре, то есть, во имя культурных законов, основанных на запрете инцеста, запрете, которому также подчиняется сам отец. Этот закон законов устанавливает различия между полами и поколениями. Таким образом, он регулирует все сексуальные отношения между людьми и устанавливает различия между природой и культурой.
Следовательно, на третьей стадии Эдипова комплекса ребенок понимает то, что у матери нет фаллоса, а также то, что сам ребенок не имеет фаллоса и им не является. У отца есть фаллос, но отец не является фаллосом. Фаллос — это институт, находящийся в культуре, и согласно этому институту, каждый человек подвергается символической кастрации. Такая метафоризация отца требует замены воображаемого отца (который
является фаллосом) на символического отца (у
которого он
есть только согласно обстоятельствам) и позволяет получить доступ к символическому порядку - к языку и символическому Закону. Основным постулатом Лакановской теории является разграничение между порядками (или регистрами) Символического, Воображаемого и Реального. Однако для того, чтобы этот процесс мог произойти, мать должна признать свою символическую кастрацию. А также реальный отец должен признать свою символическую кастрацию, но признать таким образом, что он не является законом, а лишь исполняет закон в данных обстоятельствах, во «Имя Отца».
В этот момент ребенок начинает воспринимать отца, как объект желания матери, потому что у отца есть фаллос. Затем ребенок-мальчик начинает жаждать фаллос там, где он на самом деле есть, то есть, у отца. Такое вожделение приводит к отождествлению мальчика с отцом из-за его анатомии. Осознав, что никто
не является фаллосом, идентификация ребенка будет происходить не с Эго-идеалом (образом нарциссического совершенства и завершенности), а с идеалом Эго. В последнем случае ребенок не идентифицирует себя с отцом, как с личностью, а скорее идентифицируется с его условной позицией, как с носителем специфической функции. В этот момент ребенок принимает свою идентичность, как субъект, который имеет только один пол, то есть, неполноценный и поэтому желающий.
Способ мышления Лакана в отношении Эдипова комплекса представляет собой возвращение к Фрейду (как говорил сам Лакан). Лакан восстанавливал важность отца, в то время как другие аналитики резко отклонялись в сторону отношений матери и ребенка. Но концептуализации Лакана также повлекли за собой и переосмысление этой теории, поскольку они были основаны на структурализме Леви-Стросса (Claude Levi-Strauss) и лингвистике Сосссюра (Ferdinand de Saussure).
Грин (1990b) признал ту роль, которую Лакан сыграл в восстановлении отцовской функции. Грин говорил, что Лакан интегрировал кастрацию в общую теорию отсутствия и придал ей философский отпечаток. Это является предостережением против некоторых банальных или даже наивных интерпретаций Фрейдистской мысли, но это также может превратить эту мысль в абстрактную концепцию, не имеющую клинического применения, говорил Грин. Грин предполагал, что Лакан мог отстаивать своего рода перманентный примат фаллоса и, таким образом, непреодолимую кастрацию. Понятие неизбежной символической кастрации «непрозрачно намекает» на обязательное мазохистическое разрешение Эдипова комплекса. С другой стороны, решение комплекса кастрации, по Фрейду, заключается не в его принятии или непринятии, а в отказе от Эдипова комплекса и в перенаправлении его в сублимацию, даже если это может повлечь за собой повторное появление комплекса, но уже изменившегося, в других аспектах человеческой жизни.
Рассмотрение Эдипова комплекса как структуры явно повлияло на мышление других аналитиков, включая Грина.
Список литературы
1. Bleichmar H (1991 [1984]). Introdução ao estudo das perversões a [Introduction to the study of perversions]. Diehl EO, translator. Porto Alegre: Artes Medicas, 1991.
2. Dor J (1991 [1987]). Estrutura e perversões [Structure and perversions]. Ramos PC, translator. Porto Alegre, Brazil: Artes Medicas. [Structure et Perversion. Paris: Editions Denoel.]
3. Green A (1990). Conferencias brasileiras de André Green: metapsicologia dos limites [André Green’s Brazilian lectures: the metapsychology of limits]. Rio de Janeiro: Imago.
4. Lander R (1998). ABC de Lacan [Lacan’s ABC]. Course material at the 22nd Latin American Conference of Psychoanalysis. Cartagena, Columbia.
5. Laplanche J, Pontalis JB (1991 [1967]). Vocabulário da psicanalise [Language of psychoanalysis]. Tamen P, translator. Sao Paulo: Martins Fontes. [Vocabulaire de la psychanalyse. Paris: PUF.]
6. Marini MC (1996 [1993]). Complexo de Édipo [The Oedipus complex]. In: Kaufmann P, editor. Dicionário enciclopédico de psicanalise [Encyclopaedic dictionary of psychoanalysis]. Ribeiro V, Borges MLXA, translators. Rio de Janeiro: Zahar. [L’apport freudian: elements pour une encyclopedie de La psychanalyse. Paris: Bordas.]