Эта путаница представляет собой трудность в разграничении «другого» и «себя», как отдельных сущностей. Она проявляется в том, что человек не понимает, что все, что делает «другой» - будь то мысль, слово или поступок - может не иметь к нему никакого отношения. Он не понимает, что это может быть просто делом рук «другого», который был таким еще до знакомства с ним.
Часто это проявляется в виде путаницы, которую мы наблюдаем при паранойе, когда ничто для человека не является случайным. Такой человек абсолютно убежден, что любое его переживание и вообще все, что происходит с ним, напрямую связано с его Эго, и совершается преднамеренно.
Приведу клинический пример из книги Рафаэля Лопеса-Корво. «Пациентка, 43-летняя женщина, средняя из трех сиблингов, с горечью в голосе жаловалась на решение своего мужа купить новую машину его матери, а не ей, хотя она давно об этом просила.
Я спросил, почему ее так расстраивает то, что муж решил купить машину своей матери? Она ответила, что ей кажется, будто он любит свою мать больше, чем ее. Я задался вопросом о том, что могло побудить ее сделать проблемы свекрови своими собственными?
Возможно, в тот момент ее психика была захвачена детским элементом, который путал ее мужа с ее отцом или младшим братом, а свекровь - с собственной матерью, ведь было очевидно, что свекровь не может конкурировать с ней. В конце концов, тогда она была бы замужем за своим сыном, жила бы с ним, рожала от него детей и так далее.
С точки зрения эмоционально запутавшейся маленькой девочки, если ее муж купит машину ее свекрови, а также купит ей, пациентке, то между этими женщинами не будет никаких различий. Как если бы идентичность пациентки, как личности, или то, кем она на самом деле являлась, бралась извне, из другого, а не из нее самой, и определялась по отношению к другому.
«Истина», - часто говорил Бион, - «не нуждается в мыслителе». Это означает, что человек должен стать тем, кем он уже является, какой бы он ни был; а не тем, кем он является по мнению других. Каждый должен существовать только по отношению к себе, а не по отношению к другим».
На самом деле, эта тема настолько обширна, что описать ее в нескольких абзацах невозможно. Но подумать о том, что иногда мы бываем неспособны отличить свою внутреннюю реальность от внешней, и путаем совершенно незнакомых нам людей с какой-то значимой для нас внутренней фигурой, будет интересно!