Готовлюсь к конференции в Сочи «Психоанализ страсти», где буду выступать с докладом на тему психоаналитического осмысления бесплодия и многочисленных попыток ЭКО. Для этого я пишу добротную статью, которая потом будет опубликована в журнале «Пространство Психоанализа и Психотерапии».
А пока я размышляю, что взять из статьи для доклада на конференции, ведь время на выступление будет ограничено и особо не разбежишься, хочу поделиться некоторыми размышлениями, которые не войдут ни в статью, ни в доклад, и носят скорее философский характер.
По мотивам книги «Непостижимые концепты: психологические аспекты бесплодия и вспомогательных репродуктивных технологий» под редакцией Джейн Хайнс и Джульет Миллер, итак:
Неспособность зачать ребенка сталкивает нас не только с ощущением неудачи в нашем непосредственном окружении, мы же сравниваем себя с другими, но и с осознанием того, что мы не являемся ни особенными, ни бессмертными.
В сущности, рождение и смерть являются самыми важными и значимыми событиями в нашей жизни. Тесную и очень интимную связь между ними можно найти в слове «consummation» (от лат. consummatio), которое переводится как «завершение», «доведение до конца», «окончание» или «совершенствование». А также может указывать на процесс завершения какого-либо действия или достижения конечного состояния.
Для Христа это слово обозначало смерть, как и для Гамлета, чью фразу «а consummation devoutly to be wished» можно перевести как «завершение, о котором можно было бы благочестиво мечтать». Также словом консуммация называют исполнение брака или первую брачную ночь, что часто несет в себе ожидание зарождения новой жизни.
Сама жизнь — это своего рода лотерея, мы ничего не знаем о нашем пренатальном опыте и рождении, так же, как и о собственной смерти.
Но мы высоко ценим жизнь. Мы поручаем врачам и ученым сражаться за нее, чтобы сохранить как можно дольше, используя технологии, интенсивную терапию, пересадку органов, пытаясь победить процесс старения и так далее. Более того, они даже придумали и начали использовать технологии для создания жизни.
Сознательно мы понимаем, что смерть биологически окончательна и необратима, и мы как можно дольше стараемся отложить её наступление. У нас нет никакого контроля над нашим зачатием и ничтожный контроль над нашей смертью. Наше существование само по себе является вопросом необычайной случайности. Почему именно этот сперматозоид оплодотворил именно эту яйцеклетку и создал уникальную личность, которой является каждый из нас?
С появлением вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) этот вопрос приобрел еще более сложный характер. Почему эмбриолог выбрал именно этот пре-эмбрион, который потом развился в меня, и уничтожил моих потенциальных братьев и сестер? Как бы цинично это ни звучало, но ЭКО превратило акт творения в акт воспроизводства, в простое порождение потомства.
И мы приветствуем такую жизнь, созданную с помощью технологий, празднуем ее появление, потому что опираемся на собственной опыт. Мы знаем, что жизнь, полная перемен и судьбоносных событий, ждет любого новорожденного, зачатого как искусственным, так и естественным путем. И мы считаем, что это хорошо, и это имеет высокую ценность.
Более того, появление новой жизни, даже таким способом, гарантирует нам продолжение рода и генетическое наследование, как бы обеспечивая определенную степень бессмертия. Нам. А что же эти дети «из пробирки»? Открытым остается этический вопрос: предпочел бы человек, зачатый с помощью ЭКО, существовать или вообще не существовать?
Почему бы и нет? Да, мы получили возможность укротить природу с помощью технологий и освободиться от тирании бесплодия, хотя и ценой утраты «естественности». «Люди всегда были вынуждены выбирать между подчинением природе или подчинением природы себе». Но чем дальше развиваются репродуктивные технологии, тем критичнее становятся выборы, с которыми сталкиваются как получающие, так и предоставляющие лечение.
Как обычно, вопросов поднимается больше, чем находится ответов, есть над чем поразмыслить. В своей статье я привожу психоаналитический взгляд на желание женщины стать матерью и причины психогенного бесплодия. Также я рассматриваю последствия для психики, которые несут в себе многочисленные попытки ЭКО, и особенности психоаналитической работы с такими пациентками, конкретно с теми, кто «сидит» в ЭКО программах.